Важнейшим композиционным средством в руках архитектора при проектировании является цвет.

Свет и цвет неотделимы. Окружающий мир воспринимается цветным благодаря лучам света, которые отражаются от небосвода, различных предметов. Человеческое зрение имеет замечательную функцию воспринимать весь мир цветным. Но цвет может вызывать не только положительные эмоции, но и отрицательные.

Задачей архитектора, который разрабатывает композицию цветов, является достижение максимального их содействия для улучшения жизнедеятельности человека.

27618_1-1

Цвет может служить также для зрительного изменения пропорций помещения, улучшения его микроклимата.

Он имеет способность подчеркивать пластические свойства помещений, может способствовать организации пространства и быть средством направления движения. С помощью цвета можно ввести определенный ритм, создать цветовые акценты в местах композиционных узлов, достичь психологического взаимодействия интерьеров. Разработку цветового решения в архитектуре можно условно разделить на три стадии.

Первая стадия

Выбор цветовой гаммы в системе пространств или отдельном пространстве. Выбор колорита обычно связан с ориентацией постройки или внутренних помещений. Помещения, ориентированные на север, преимущественно красят в теплые цвета: кремовый, светло-коричневый, абрикосовый и др.

Желательно окрашивать в теплые или нейтрально-теплые цвета помещения, в которые не проникает естественный дневной свет.

Холодноватый колорит бывает целесообразным при необходимости создания успокаивающего микроклимата. Холодные — голубые, серо-голубые, зеленые цвета уменьшают возбуждение, поэтому их применяют при окрашивании спален детских учреждений, классных комнат и др.

1_GwEzB9Ra8scbb7e9iPRZfg

Большие помещения не должны быть окрашены в чистые насыщенные тона. В таком помещении человек будет плохо себя чувствовать, быстро уставать. В насыщенный чистый цвет целесообразно красить лишь небольшие детали: светильники, цветочники, панно, элементы мебели.

Применением определенных цветов можно добиться желаемого психологического эффекта. Например, введение в интерьер красного цвета создает впечатление торжественности, праздничности. Возбуждающе действуют на человека контрастные сочетания цветов.

Вторая стадия

Разработки цветового решения — выбор соответствующих цветовых соотношений, определения контрастов и степеней яркости.

Третья стадия

Выбор материалов для отделки и подбор источников света. Здесь архитектор должен учитывать свойства отделочных материалов, особенности фактуры их поверхностей, природного и искусственного освещения. Последний фактор важен потому, что некоторые цвета искажаются в лучах искусственного освещения, спектр излучения которых отличается от белого дневного света. Например, лампы накаливания, которые имеют желтый спектр излучения, или некоторые люминесцентные лампы с холодным спектром излучения (ЛХВ) значительно искажают окраску помещения.

IMG_6763

Психофизиологическая теория цвета учитывает различие в восприятии цвета людьми разного пола и возраста, создание иллюзии легкости и тяжести, холода и тепла. Эту теорию нужно применять для окраски помещений, где человек проводит большую часть своего времени: жилых и производственных комнат, в учебных и лечебных учреждениях, столовых и др.

Таким образом, гармоничность сочетания цветов зависит от знаний, опыта и интуиции архитектора-художника.