Андрей Вишневский: Людей интересуют, в каком доме они будут жить и что их будет окружать
Спикер конференции URE Club «Архитектура и дизайн: в чем добавочная стоимость», директор Института проектирования «Комфортбуд» Андрей Вишневский в интервью Property Times рассказал о ситуации в сфере градостроения в Украине, о перспективах промышленного строительства и о программе стажировки для студентов.
— Ваш проект многоквартирного дома в Трускавце одержал победу в конкурсе Премии Национального союза архитекторов Украины 2017», став лучшим в номинации «Многоэтажные жилые дома / Реализация». Что помогло вам одержать победу?
— Идея проекта заключалась в том, чтобы создать бизнес-жилье для людей, которые хотят приобрести квартиры в Трускавце и пользоваться ими, находясь там во время отдыха. Заказчик отнесся к проекту очень ответственно. Мы вместе преследовали цель построить комфортное жилье, рассчитанное на людей среднего и выше среднего достатка. И мы успешно справились с задачей.
— В чем «изюминка» проекта?
— Он привлекает оригинальными решениями в планировании благоустройства прилегающей территории, оформлением фасадов, комфортными зонами отдыха, а также качественными планировками квартир. Проектируя объект, мы с самого начала, понимали: это будет жилье не для постоянного пользования. Именно на этом делали акцент. В этом проекте мы взяли за основу довольно таки стандартное и оптимальное планировочное решение, при этом добавив несколько «фишек»: хаотичное расположение балконов-террас, скатная кровля с малым уклоном и большим выносом карниза, который накрывает эти балконы-террасы, вынос объема помещений за фасад, угловые и панорамные окна – и проект заиграл совсем другими красками.
Многоэтажный жилой дом, г. Трускавец
— ИП «Комфортбуд» проектирует различные объекты от аграрно-промышленных до жилых домов и школ. Могли бы выделить, в каком из направлений вам работать комфортнее и интереснее?
— Сегодня в тренде, конечно же, жилье. Но мы понимаем, что это будет не постоянно, ведь тенденции постоянно меняются. Поэтому мы не делаем акцент на конкретных видах зданий и проектируем разнообразные сооружения. Очень хорошо, что сегодня в нашем портфолио есть объекты разного назначения и сложности. Это и жилье, и объекты общественного назначения, промышленные, логистические, аграрные. Мы также работаем и с объектами инфраструктуры. Например, у нас в портфеле проектов есть школа, спроектированная по современной европейской модели. Ее построили в одном из жилых комплексов рядом с Киевом. Это частная школа, она обеспечивает нужды жителей комплекса. Примечательно, что заказчиком объекта выступил именно застройщик этого комплекса.
— А с социальными объектами работаете?
— Несколько лет назад мы приняли участие в конкурсе на проект реконструкции Троицкой площади перед стадионом «Олимпийский» и заняли одно из призовых мест. Также участвуем в инициативе по благоустройству прилегающих территорий, уделяем этому много внимания. Для нас важно делать жизнь людей максимально комфортной.
— У вас очень много промышленных объектов, поговорим об этом. Как вообще оценили бы состояние этого сегмента в Украине? Какие проблемы есть на сегодня и как их решать? Например, как вы считаете, что нужно делать с советским наследием, имеет ли оно право на жизнь или нет?
— Те объекты, которые остались еще с советского времени, в основном находятся в очень запущенном состоянии. Большинство из них занимают огромную, бесполезную, с точки зрения функционала, территорию. Если раньше, к примеру, заводу требовалось 20 тысяч квадратных метров функциональной территории, то сегодня такое же или даже более мощное производство можно организовать на площади, в четыре раза меньшей. Технологии развились, оборудование стало более унифицированным, оно меньше и эффективней. Зачастую целесообразней построить новый завод, нежели реконструировать имеющийся, а потом ломать голову, как задействовать оставшиеся площади. Именно поэтому инвесторы, особенно европейские, часто не рассматривают вариантов реконструкции существующих производств. Они берут площадку и строят предприятие с нуля. Так намного эффективнее.
Фабрика по пошиву автомобильных чехлов «Бадер-Украина», Львовская обл.
— То есть будущего у старых объектов нет?
— Они могут быть интересны, когда речь заходит о более масштабных производствах, например, изготовление цемента, или материалов, требующих развернутой инфраструктуры. К примеру, использовать данные объекты под другое назначение. Как раз сейчас в Киеве есть несколько успешных проектов, которые позволяют посмотреть на бывшие промышленные объекты под новым углом, нам также интересно поэкспериментировать в этом направлении.
— Какие требования выдвигает заказчик к современным промышленным объектам?
— Есть определенные стандарты, требующие необходимого уровня санитарно-бытовых условий для работников таких предприятий. Нынешнее производство намного чище, чем раньше. Инвестор вкладывает большие деньги в инженерные сети. Очень важным аспектом стало энергосбережение. Сейчас каждый инвестор просчитывает энергозатраты, думает, что лучше – вложить больше в энергоэффетивное здание и в будущем тратить меньше на энергоресурсы, или сэкономить сейчас и обречь себя на дополнительные затраты по эксплуатации. Как правило, зарубежные инвесторы не рассматривают краткосрочных проектов, поэтому вопросу энергоэффективности и использованию качественных материалов уделяют большое внимание. Они понимают, что срок окупаемости проекта может составлять более десяти лет.
— Иностранных инвестиций большинство?
— Чаще всего, да. Наших инвесторов меньше. Из развивающихся большинство – агробизнес. Это компании, которые давно присутствуют на рынке, работают здесь и развиваются, инвестируя в модернизацию. Они мало строят, чаще приводят в порядок то, что уже имеют.
— Каких проектов у вас еще не было, но вы бы хотели с ними поработать?
— Наши амбиции — работа над проектированием больших объектов, возможно, даже знаковых. Сегодня даже во Львове проходят конкурсы на проектирование крупных интересных объектов, среди которых мультифункциональный комплекс, городской архив.
— Есть ли у вас проекты за пределами Украины?
— Да, нам удалось поработать над проектом жилого комплекса в Казахстане в 2015 году, сейчас у нас в работе большой резорт в Занзибаре, Танзания. Мы также активно участвуем в международных архитектурных конкурсах. Совсем недавно принимали участие в конкурсе по проектированию большого общественного центра в одном из городов Польши. По задумке заказчика, он должен стать своеобразным центром культурной жизни. На сегодняшний день, наши работы уже неоднократно попадали в пятерку лучших.
— Отметили ли Вы для себя разницу в подходах к оцениванию подобных конкурсов в Украине и за рубежом?
— По оцениванию не прокомментирую, но могу сказать, что в зарубежных конкурсах всегда очень детально прописаны конкурсные задания, очень качественная подготовка таких конкурсов. В состав жюри входят знаменитые архитекторы. Разница ощутима, там гораздо более высокий уровень организации. Конкурс – это возможность для инвестора получить интересный проект, а для архитектора – показать свой уровень.
— Как вы оцениваете ситуацию, которая сложилась в Украине в сфере градостроения? Куда мы будем двигаться дальше, какие тенденции будут преобладать?
— В Украине все застраивается стихийно, особенно это касается больших городов, таких как Киев, Львов. Хочется, чтобы все это происходило более упорядочено. Сегодня строится жилье, а про инфраструктуру, к сожалению, мало кто думает, поскольку это не так интересно экономически. Думаю, государственные органы власти должны мотивировать инвесторов заботиться об инфраструктуре.
— Как мотивировать?
—
Должны быть какие-то мотивационные программы. Если инвестор строит жилой квартал, он вносит средства на развитие инфраструктуры, и эти деньги должны быть использованы строго по назначению. Считаю, что сейчас сложилась не совсем хорошая ситуация, когда строится жилой квартал, а потом уже встает вопрос о нехватке мест в детских садах, школах и пр.
Сегодня есть инвесторы, которые уже достаточно долго присутствуют на отечественном рынке, хорошо знакомы с европейскими практиками. Они уделяют внимание этому вопросу, заботятся о том, чтобы в жилом квартале был детский сад, пусть даже и неполного дня пребывания, магазины, кафе и другие предприятия обслуживания населения, зоны комфортного отдыха жителей.
— Это касается в основном жилья класса комфорт и выше?
— Преимущественно, да. Кроме этого, у нас есть еще одна существенная проблема. Сегодня практически все, кто хотел купить социальное жилье, уже это сделали. Большинство людей, покупая сегодня такое жилье, просто инвестируют в недвижимость, и неизвестно, кто и когда будет жить в этих квартирах. Очень много таких квартир сегодня пустуют, там пока никто не живет и в ближайшие несколько лет, видимо, даже не собирается.
— На какие города нам стоит ровняться в мировой практике градостроительства?
— Это Скандинавские страны, Германия, Голландия, даже Польша.
— Почему Скандинавия? Там совершенно иной менталитет..
— Там люди вкладывают деньги рационально. Они понимают, что построить безликое жилье – это неправильно, оно не будет иметь ценности. Застройщик заботится о том, чтобы все было гармонично объединено, чтобы был баланс между жильем и инфраструктурой. Там, как и у нас, дорогая земля, но там нет гонки за высотой. В Европе в тренде жилье в три-четыре этажа, большинство людей отдают предпочтение частным домовладениям.
— А Польша?
— Я наблюдаю за тем, как там относятся к инфраструктуре – зеленые зоны, велодорожки, тротуары, все сделано очень аккуратно.
— Мы хотя бы немного продвигаемся в этом направлении?
— Думаю, что да, поскольку застройщики сегодня вынуждены бороться за клиента. Людей интересуют не только квадратные метры, но и то, в каком доме они будут жить, как он будет выглядеть, что их будет окружать, куда будут ходить их дети, чем будут заниматься. В условиях перенасыщенного предложения, застройщик должен искать способы, как сделать жилье более привлекательным.
Многоквартирный жилой дом комфорт-класса «Z119», г. Львов
— Расскажите, почему вы решили запустить программу стажировки для студентов Львовской Политехники? Что это дает вашей компании?
— Мы считаем, что у студентов есть огромный потенциал. Они еще не достигли в жизни поставленной цели, но у них есть амбиции. Студентов нужно направить, подтолкнуть в правильном направлении. К тому же, студенты очень много путешествуют, владеют огромным объемом информации, они своими глазами видят современные тренды в архитектуре. Это люди, которые мыслят совсем по-другому, они более проевропейские, могут сгенерировать интересную архитектуру.
— В чем суть вашей программы?
— Мы совместно с Львовской Политехникой организовываем стажировку для студентов старших курсов. Пока это касается только архитекторов, но в перспективе мы планируем привлекать и другие специальности. Студенты получают возможность работать в нашей компании над реальными проектами, уже начиная от архитектурной идеи.
Если у нас появляется новый участок, мы проводим внутренний конкурс, соответственно каждый студент, который проходит у нас стажировку, может предложить свою оригинальную идею.
— А кто может попасть к вам на стажировку, как производится отбор?
— Мы смотрим на то, насколько тот или иной студент для нас интересен, изучаем его работы. Проводим собеседование, смотрим на портфолио, которое он успел наработать за время учебы. Конечно, мы понимаем, что это не реальные, а учебные проекты, но мы на их основе видим подход студента к проектированию, его способность генерировать интересные идеи. Если человек творческий, креативный, мы принимаем его на стажировку.
— Как Вы оцениваете уровень образования в Украине, которое получают архитекторы? Достаточен ли он?
— Он достаточен для того, чтобы начать куда-то двигаться. Я вижу, что сегодня многие студенты уделяют очень много внимания самообразованию. Они понимают, что того уровня образования, который дает базовый вуз, им не достаточно. Они фактически уже со второго-третьего курса начинают самообразовываться.
— Кто-то из стажеров продолжил в дальнейшем у вас работать?
— У нас работает сейчас два студента, которые нам подошли. Они фактически прошли курс стажировки и остались с нами.
— Планируете и дальше развивать эту программу?
— Да, пока программа работает только во Львове, но мы надеемся, что получится со временем организовать нечто подобное и в нашем Киевском офисе.
По материалам Property Times. Автор: Ирина Настыч.